По данным психологов, в подростковом возрасте многие дети склонны задумываться о самоубийстве. Среди причин, подталкивающих их к такой мысли, конфликты с родителями, отсутствие внимания к своим проблемам, трудности в школе и во взаимоотношениях со сверстниками. Оставаясь один на один со страхом, с унижением и бесконечным сожалением к себе, подростки ищут спасения во Всемирной сети.
Волна подростковых самоубийств, которая несколько лет назад охватила российские города, заставила правоохранителей обратить внимание на социальные сети, в которых «пропадали» погибшие дети.
Довольно часто случается, что ребенок, задумавший свести счеты с жизнью, обращается за помощью именно в социальных сетях. Интернет пестрит сотнями просьб о помощи от детей и подростков.
С другой стороны, существует огромное количество сайтов, предлагающих подросткам всевозможные виды, инструкции и рейтинги способов суицида.
Попытки борьбы с подобными сайтами в России, отслеживание групп в социальных сетях не приводят к успеху: одни группы сменяются другими, зомбирование школьников и пропаганда смерти продолжаются.
В конце января этого года было решено, что местные власти в регионах должны запретить доступ со школьных компьютеров на все сайты и страницы в соцсетях, которые вызывают страх, панику и ужас, отрицают семейные ценности. Перечень вредной для подростков информации согласовали Минобразования РФ и Минкомсвязи.
Ошибочно считать, что детские самоубийства происходят лишь в неблагополучных семьях. Очень часто суицид и попытки суицида предпринимают дети заботливых, благополучных родителей. Ответ на вопрос, почему так происходит, к сожалению, часто не удается найти.
Психологи советуют родителям и педагогам больше уделять внимания детям и тем вещам, которые их привлекают, чтобы можно было вовремя уберечь от страшного шага. Что должны сделать взрослые для того, чтобы мир не был агрессивным к несостоявшимся детским душам?
Мнение психолога:
Общение в социальных сетях имеет и плюсы, и минусы. Если родители замечают, что подросток стал замкнутым, агрессивным, демонстрируя, например, свои эмоции на домашних животных, нужно на это максимально оперативно реагировать. Или наоборот, он какой-то заторможенный, может часами сидеть возле компьютера — это также должно настораживать. Надо начинать прислушиваться, ненавязчиво разобраться, по возможности проконсультироваться с психологом. Обязательно проверить, как у него дела в школе. Поговорить с учителями, классным руководителем. Может, есть заметные изменения в поведении.
Родители должны понимать атмосферу, в которой живет их ребенок, отслеживать круг лиц, с которыми он общается. Разумеется, не следить в буквальном смысле, а делать это деликатно. Не терять ниточки общения, одновременно не ограничивая свободу. Для подростка на первом месте в его самоидентификации — мнение о нем в среде сверстников. Поэтому важно не запрещать, а доброжелательно вести постоянный диалог, уважая его друзей. При этом быть твердым в принципиальных вещах добра и зла, разъясняя свои позиции.
Ребенку нужно уделять внимание постоянно, а не только тогда, когда возникают проблемы. К тому же в некоторых случаях депрессию невозможно распознать, а подросток, который действительно решил уйти из жизни, не предупреждает об этом.
Поэтому можно посоветовать родителям, чтобы они, начиная с возраста ребенка 5-6 лет, а то и еще раньше, читая интересные сказки, постоянно прививали своему ребенку не только общечеловеческие ценности, но и повышали его культурный уровень, водили в театры, музеи, ездили в путешествия. Благодаря этому у ребенка сформируется потребность познания окружающей среды, а в дальнейшем это будет неотъемлемой частью его жизни. Тогда долю свободного времени подросток с удовольствием будет проводить среди людей в реальной жизни и ему будет комфортнее в социуме, чем в виртуальном пространстве.