Как развивать детские способности?
Поскольку речь идет о человеческом потенциале, в поле нашего внимания сказался вопрос возможностей, то есть условий, необходимых личности для осуществления своего Я. К ним относятся прежде всего способность и одаренность человека, его общая жизнеспособность и работоспособность. Что означает каждое из них? Как их определять? Как развивать? Уточним сначала, что же такое способность, прибегнув к определению видного специалиста в этой области Б. М. Теплова.
Определяя понятие способность, известный психолог называет три признака, по которым ее следует распознавать:
1. Способность — особенность, отличающая одного ребенка от другого (не говорим же мы о способностях в случаях, когда имеем в виду то, в чем все дети равны!) Для развития моторики у ребенка не плохо использовать монитор движение ребёнка, это будет вашему ребенку очень интересно и весело.
2. Способность — не всякая индивидуальная особенность ребенка, а лишь та, которая определяет успешность его деятельности (например, вспыльчивость, медлительность — это особенности человека, но не способности).
3. Способность — не просто знания, умения и навыки, которыми владеет дошкольник или младший школьник. Одинаковые знания и умения могут означать разное: у ребенка с одаренностью в математике — недостаточное прилежание, а у слабого малыша — высокие достижения.
Способности, как доказали многие психологи, не предопределены, не даны человеку природой в готовом виде, хотя неправильно было бы отрицать роль природных предпосылок в их развитии. Скорее можно было бы сказать, что природные особенности — одно из условий развития способностей, их анатомо-физиологическая предпосылка. Но это еще не способности!
Итак, способности — не врожденное образование. Значит, если ваш сын так же, как его отец, любит рисовать, и это ему хорошо удается, вполне возможно, что малыш родился с задатками к художественной деятельности, которые лежат в основе его способностей. Но развиваются способности благодаря тому, что в семье сохраняется преемственность, что вы культивируете наклонности ребенка, что и вы, и отец-художник поощряете их. А если бы рядом с сынишкой не оказалось отца-художника, если бы вы не ввели обучение рисованию с ранних лет, если бы препятствовали развитию в нем природных задатков.
Можно ли с уверенностью утверждать что художественные задатки малыша обязательно открылись бы? Вряд ли. Возможно, у вашего ребенка развита не одна какая-то определенная способность, а сразу несколько, благодаря чему ему многое дается легко. Такой ребенок чаще всего успевает в разных сферах деятельности, справляется с решением разных по сложности задач и есть основания считать его одаренным. Радоваться ли этому факту? Безусловно, но советуем прислушаться к следующему предостережению: одаренность ребенка, являясь необходимым условием успешного выполнения деятельности, тем не менее еще совсем не обязательно гарантирует его. Она — лишь возможность достигнуть желаемого результата, но еще не сам успех.
Чтобы возможность превратилась в реальность, необходимо многое — система знаний, умений и навыков, заинтересованность, развитие личностных свойств… То есть, одаренность интеллекта должна сочетаться с развитыми чувствами и волей человека. Еще некоторые уточнения. Способности бывают общие и специальные. Как определить, какие из них развиты у ребенка? Воспользуемся для этого следующими ориентирами. Общие способности необходимы для успешного осуществления всякой деятельности. К ним чаще всего относятся счетные, мнемические (искусство запоминать), пространственной ориентации, языковые, способность к обобщению. То есть, по существу, речь идет об общих свойствах ума ребенка, о его умственных способностях. Совокупность общих способностей и дает общую одаренность личности. Высокий уровень способностей во многом определяет выполнение ребенком самых различных видов деятельности.
Попробуйте, не откладывая в долгий ящик, провести своеобразное тестирование сына или дочери. Вас, наверное, интересует, к каким заданиям целесообразно при этом прибегать. Если квалифицировать их коротко — это задания на сообразительность. Они должны быть занятными, непривычными, достаточно сложными — различные головоломки, конструктивные игры, математические задачки.
А сейчас я вам хочу предложить прочитать — интервью Дениса Голятина, куратора направления «Персональный менеджер» сервиса Blogun.ru, очень поучительно для блогеров.
Когда я была маленькая, мне очень хотелось научиться играть на пианино. Я отправилась в музыкальную школу, где прошла прослушивание. Маме сказали, что у ребенка нет ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма, и приняли меня кандидатом. К окончанию музыкальной школы учителя интересовались, не собираюсь ли я поступать в музыкальное училище. Так что приобрести можно почти любой навык, важно только понимать, до какой степени его развивать и для чего он нужен.
развивать таланты и способности нужно с детства, потом поздно и трудно это делать..
Очень актуальная для меня статья. Моей дочке 1,5 года. Как раз пора развивать способности.
Ребенок сам должен выбрать а мы уму должны помочь.