Благодаря хорошим манерам человек становится таким, которого признают другие. Более того, говорят, что хорошие манере одного человека заражают других, повышают культуру общения окружения. Когда говорят о плохих манерах, то подразумевают: привычку человека громко разговаривать, нецензурные выражения, развязные жесты, грубости, неумение сдерживать собственное раздражение и др.. Манеры вроде визуально определяют человека и играют большую роль в его самопрезентации.
При универсальном характере этикета есть определенные особенности его проявления в семье, в общественных местах, на работе. Когда говорят о деловом этикете, подразумевают установленный порядок поведения, соответствующий конкретной ситуации делового общения и удовлетворяет всех его участников. То есть деловой этикет рассматривают как форму делового общения, которая помогает ориентироваться в ситуациях, которые повторяются. Современный деловой этикет — это система норм поведения, с помощью которой человек учится уважать достоинство других людей и защищать собственное достоинство, создавая условия для предотвращения конфликтов и достижения намеченных целей. В Цюрихе была издана брошюра о том, как подбирать кандидатов на руководящие должности ввиду того, как человек придерживается общепринятых норм этикета. В брошюре есть такой совет: «Вместо того чтобы предлагать кандидатам длинные анкеты и проводить с ними собеседования, лучше пригласите их на ленч и посмотрите, как они будут есть. Если человек ест жадно — это свидетельствует о его неуравновешенности. Если человек ест быстро — то и работать будет быстро. Кто во время еды придает большое значение количеству витаминов и калорий, то и на рабочем месте будет уделять много внимания несущественным мелочам. Люди, которые едят медленно, смакуя — лучшие организаторы (они знают, что делают). Те люди, которые не имеют аппетит к еде, — не имеют аппетита и к работе «.
В деловой сфере действует международный принцип, согласно которому этикетные отношения к личности определяют его ранг или должность, которую он занимает. Молодой человек может быть руководителем крупной фирмы, а подчиненный по возрасту быть таким как его отец. Деловой этикет предполагает, что на равных, независимо от возраста и пола, общаются те, кто занимает одинаковое положение, скажем, в бизнесе или в политике. Деловая женщина, которая хочет преуспеть в бизнесе, не может рассчитывать на какое-то особое отношение к себе. В деловой сфере к ней относятся так же, как и к мужчине. Деловой этикет предполагает обращение к старшим по должности людей, называя их по имени и отчеству. Среди сотрудников принято называть друг друга только по имени. Но в присутствии других к ним тоже обращаются в полной форме. Если, скажем, менеджер не запомнил фамилию или имя собеседника, то ему лучше извиниться и переспросить еще раз, чем пользоваться местоимением «Вы» и безличными конструкциями. Менеджер, руководитель организации всегда находятся под особым «прицелом». Они имеют дело со многими людьми, от них зависят спокойствие, хорошее настроение, тимбилдинг (командообразование) и желание работать. Кроме того, на них равняются, ими гордятся (если есть чем), с них берут пример.
Хорошо воспитанный человек чувствует себя комфортно в различных ситуациях. Соблюдение им общепринятых моральных норм и этикета защищает его от ошибок и помогает свободно и продуктивно общаться с другими. Но когда ему приходится иметь дело с иностранцами, здесь и у него могут возникнуть какие-то проблемы. То, что в одной стране считается хорошими манерами, в другой рассматривается как эксцентричность. Часто перед человеком, который оказался в обществе иностранцев, встает вопрос о том, как себя вести — как привык или так, как это делает иностранец. И в том, и в другом случае можно оказаться в смешном положении. Зачастую после первого знакомства люди начинают искать ту модель поведения и общения, которая бы подходила для обеих сторон и места, где это происходит. Одни детали легко воспринимаются, другие (например, использование китайских палочек для еды) труднее и требуют больше времени для усвоения. Если с партнером по бизнесу, который представляет другую страну, придется работать значительное время, то необходимо подробнее ознакомиться с принятым там этикетом. Тогда не будут смешными ваши манеры за столом, а вас не будет шокировать то, что в некоторых странах едят, например, сидя на полу или земле.
Если вы хозяин и у вас в гостях находится иностранец, то надо создать ему условия, при которых он чувствовал бы себя удобно. А если вы находитесь в другой стране, следует решить для себя, в какой мере вы должны стать «местным». В одних странах надо приходить в точно определенное время, а в латиноамериканских — непременно следует опоздать на 15-20 минут. В Италии мужчины должны быть щедрыми на поцелуи рук женщинам, а в Англии надо обходиться без этого. Некоторые традиции вообще для нас настолько необычные, что вряд ли стоит их унаследовать. Прежде всего, следует избегать тех ситуаций, когда можно обидеть жителей другой страны.