Site icon Яхозяйка

Его величество кружево

Видели ли вы когда-нибудь, как блестит на первом морозе паутина, оставленная пауком. Как ниточки паутинки обрастают инеем, утолщаются, заполняя свободное пространство. Или, возможно, разглядывали в детстве зимние узоры на стекле. Они причудливо закручивались и переплетались, удивляя законченностью рисунка. Как будто художник-мороз заранее знал, где поставит последнюю черточку. А бесконечное разнообразие снежинок просто поражает. Природа бессознательно творит красоту, которую мы называем чудом. И желая подражать природе, человек в своих фантазиях создавал все новые и новые формы рукотворных чудес.

Одним из таких чудес стало кружево. Почему только русские кружева навевают мысль о зиме? Может потому, что кружевной промысел в России больше развивался в северных областях, где зима была длинной, полевые работы заканчивались рано и до весны женщины пряли, шили, вышивали или плели кружево. Кто-то на продажу, кто-то для приданного, а кто-то для души. Ведь надо-то для плетения совсем мало: рисунок, иглу-булавку, крючок, коклюшки, нитки и большое желание.

Трудно установить, откуда в Россию пришла сама техника плетения кружев, но рисунок, узор, несомненно, был подсмотрен у окружающей природы. Об этом говорят и названия основных узоров: ручеек, мельница, мороз, рыбка. Используя в работе эти мотивы как основу, кружевницы создавали свои уникальные работы. Неповторимость и сложность готового изделия напрямую зависела от терпения, фантазии и вкуса самой кружевницы. Каждое изделие плели по специально составленному рисунку (сколку), в котором строго отсчитано количество узелков, переходов, скрепов. Из таких вот отдельных узоров как в мозаике складывалась полная картина всего кружевного полотна. Рассматривая уже готовое кружево, понимаешь, насколько кропотливой и выверенной была работа по созданию основного узора. Любой сбой в счете узелков приводит к перекосу всего изделия.

Создавали эти сколки художники по кружеву — мастера, обладающие математической смекалкой, большим опытом и хорошим вкусом. Стоили такие сколки достаточно дорого. Артели кружевниц, для которых плетение кружева было промыслом, покупали новые рисунки узоров в складчину, чтобы разнообразить свои работы, сделать их еще более выразительными. И расходились эти узоры по рукам мастериц, и терялось имя автора этого узора, и становился он по-настоящему народным.

Много трудных времен пережил этот промысел, но сохранились традиции и мастера, готовые научить и передать свой опыт всем желающим. День за днем, узелок за узелком под мерный перестук коклюшек проявляется затейливый рисунок белоснежного чуда, название которому кружево.

Exit mobile version